Суббота, 04.05.2024, 15:35
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Петрушинская СОШ"

Форма входа
Меню
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » ЕГЭ

Словарь ЕГЭ

Словарь ЕГЭ

Свободно ориентироваться в пространстве ЕГЭ поможет специально созданный Толковый словарь терминов ЕГЭ.

Апробация теста — пробное тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также приблизительной оценки трудности теста и его отдельных частей (заданий). Апробацию следует отличать от более широкого понятия стандартизации теста (см. ниже), а также от экспертной апробации (одобрения теста авторитетной комиссией экспертов).

Апелляция — это протест участника ЕГЭ, оформленный в виде особого письменного заявления в адрес конфликтной (апелляционной) комиссии, которая создается при ГЭК (см. ниже) каждого субъекта федерации. Комиссия принимает и рассматривает апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ, по результатам ЕГЭ.

Аттестационный балл (балл аттестата, школьный балл) — это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости (см. аттестационное заключение).

Балл свидетельства — см. сертификационный балл.

Бланк ответов (ответный лист) — это бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося.

Вариант теста (вариант ЕГЭ) — это комплект (набор) тестовых заданий, предъявляемых в одном тестовом буклете одному учащемуся. В ЕГЭ по одному предмету создается и предъявляется несколько десятков разных вариантов. Синоним для ВТ — комплект КИМ (см. ниже)

Вузовский балл (конкурсный балл) — см. сертификационный балл, или балл свидетельства.

ГЭК — это Государственная экзаменационная комиссия, которая создается по Положению о ЕГЭ в каждом субъекте федерации (области или республики в составе РФ). В состав ГЭК включаются руководители органов управления образованием, образовательных учреждений и представители педагогической общественности (видные специалисты в области общего и профессионального образования). Члены ГЭК получают особые полномочия (и персональную ответственность) по соблюдению правил и условий в пунктах проведения экзамена (ППЭ), по организации транспортировки КИМов (см. ниже) и результатов ЕГЭ, по организации работы экспертов (см. ниже) на местах.

Демоверсии КИМ ЕГЭ — это варианты ЕГЭ (см. ниже), открытые для всеобщего обозрения и тренировки учащихся. Различаются ознакомительные и экзаменационные демоверсии.

Задание теста (задание тестовое) — минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания (см. закрытый или открытый тип), может содержать, а может и не содержать набор ответов для выбора.

Задание закрытое (задание закрытой формы) — задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «A».

Задание открытое (задание открытой формы) — задание теста, в котором отсутствует варианты ответа и экзаменуемый должен сам самостоятельно сформулировать свой ответ. В ЕГЭ используются 2 вида открытых задания: типа «В» с кратким ответом и типа «С» с развернутым ответом.

Задание с кратким свободным ответом — это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Является частным случаем заданий открытых (см. выше). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «В».

Задание с развернутым ответом — это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Являются частным случаем заданий открытых (см. выше). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «С». Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах и в ЦТМО (см. ниже).

Задачи — это любые тестовые задания.

Измерение — формализованный процесс оценивания (см. ниже), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.

Июньская сессия ЕГЭ — это основная сессия ЕГЭ, в которой принимают участие выпускники текущего года выпуска. В ходе июньской сессии участники сдают ЕГЭ в помещениях ППЭ (см. ниже), созданных, как правило, на базе местных школ.

Июльская сессия ЕГЭ — это вспомогательная вторая сессия ЕГЭ, в которой принимают участие выпускники прежних лет, выпускники, не сдавшие по каким-либо причинам необходимые экзамены в школе, а также абитуриенты из регионов, в которых ЕГЭ еще не проводится. Июльская сессия ЕГЭ проводится на базе вузов, принимающих на себя функции ППЭ (см. ниже) и ППОИ (см. ниже)

Кодификатор — перечень элементов содержания за курс среднего общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификаторы ЕГЭ составлены на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования.

КИМ (контрольно-измерительный материал) – это комплект (см. вариант теста) тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого – см. выше), подготовленных для проведения ЕГЭ. Наличие заданий открытого типа (см. выше) — особенность тестов ЕГЭ по сравнению с тестами, в которых присутствуют только задания закрытого типа (см. выше).

Ключ к заданию — это правильный ответ на тестовое задание (см. задание теста). В случае заданий с кратким ответом (см. задание с кратким свободным ответом) ключ может включать набор из нескольких правильных ответов. В случае заданий с развернутым ответом (см. задание с развернутым ответом) единственный формализованный ключ к тестовому заданию отсутствует, и правильность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие) (см. эксперты), действующие на основе авторской инструкции и эталонных ответов на конкретные задания этого типа.

Ключ к тесту (ключи ответов) — это набор ключей ко всем заданиям, включенным в данный тестовый вариант (см. КИМ).

Нормы (нормы теста) — это границы между интервалами на шкале тестовых баллов (см. тестовые баллы), которым ставится в соответствие определенное аттестационное заключение, в частности, школьные отметки (см. ниже).

Ознакомительные демоверсии — это варианты КИМ ЕГЭ (см. выше), которые НЕ использовались и не будут использованы в реальных сессиях ЕГЭ, а были созданы и опубликованы специально для ознакомления со структурой и содержанием предстоящих экзаменов в форме ЕГЭ.

Окончательная обработка результатов — это статистическая обработка, выполняемая на основе всех собранных результатов по данному тесту; на основе этой обработки создается таблица (шкала) соответствия между первичными и окончательными (тестовыми) баллами (см.). При этом вносятся поправки в предварительные тестовые нормы (см. нормы), а также производится более точный расчет сертификационного балла (балла свидетельства — см. выше) с учетом реальной трудности тестовых заданий. Другое название для ООР – шкалирование (см. ниже).

Организатор ЕГЭ — это, прежде всего, преподаватель, который проводит ЕГЭ в аудиториях на Пункте проведения экзамена (см. ППЭ). При назначении организаторов должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика — физика, история — обществознание). В состав организаторов ППЭ, как правило, не включаются преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ.

Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой (см. ниже), в случае ЕГЭ — оценкой уровня образовательных достижений учащегося. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением (см.).

Оценка — это результат любого процесса оценивания (см. выше). В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов.

Ошибка измерения — статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений, погрешность измерений; это величина интервала на шкале тестовых баллов, внутри которого истинная оценка учащегося может находиться фактически с равной вероятностью.

Первичные баллы ЕГЭ — это предварительный (неокончательный) балл ЕГЭ, который, как правило, получается путем прямого суммирования числа первичных баллов. С помощью шкалирования (см. ниже) первичные баллы ЕГЭ преобразуются в окончательные (тестовые) баллы (см.). Первичные баллы ЕГЭ следует отличать от тестовых (окончательных) баллов (см. ниже).

Портал ЕГЭ — это специализированный сервер Минобразования и Науки РФ, открытый для свободного доступа в Интернете, на котором собрана вся официальная информация о Едином Экзамене, а также ссылки на другие Интернет-ресурсы по Единому Экзамену.

ППОИ — Первичный пункт обработки информации, в котором производится сканирование регистрационных бланков, а также бланков с результатами экспертизы ответов на часть «С». В субъекте федерации создаются, как правило, несколько ППОИ (по одному на район). Информация из ППОИ доставляется в РЦОИ (см. ниже)

ППЭ — Пункт проведения экзамена. Это, как правило, временно оборудованное для проведения ЕГЭ здание одной из школ региона, в котором одновременно сдают ЕГЭ выпускники из нескольких окрестных школ. Размещение преподавателей-организаторов и учащихся в аудиториях ППЭ производится с помощью автоматизированной системы и объявляется в день экзамена. Количество посадочных мест в аудитории рекомендуется устанавливать кратным пятнадцати (каждый за отдельным столом), на каждую аудиторию вместимостью до 15 человек включительно назначаются два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек. В ходе июльской (вузовской) сессии (см. выше) функции ППЭ принимает на себя сам вуз.

Пробный ЕГЭ — это бесплатный репетиционный экзамен по материалам ЕГЭ, который организуется для всех участников ЕГЭ в апреле. Цель пробного ЕГЭ — ознакомление с процедурой ЕГЭ.

Рейтинг-балл — это балл, показывающий процент участников ЕГЭ по данному предмету (по всем экспериментальным регионам ЕГЭ), получивших балл меньше или равный баллу данного участника.

РЦОИ — Региональный центр обработки информации, в котором производится сбор всей информации из ППЭ (Пунктов проведения экзамена — см. выше) и ППОИ (пунктов первичной обработки информации — см. выше) и пересылка в Федеральный центр (см. ЦТМО). В каждом субъекте федерации (области или республике в составе РФ) создается один РЦОИ.

Свидетельство ЕГЭ — это именной документ с результатами ЕГЭ, в котором баллы учащегося указаны по стобалльной шкале (см. ниже). Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен.

Секьюр-пак — это секретный пакет, в котором варианты ЕГЭ доставляются из Федерального центра в Пункты проведения экзамена (ППЭ) в регионах. В секьюр-пак также упаковываются заполненные на экзамене бланки ответов участников. Несанкционированное вскрытие секьюр-пак приводит к необратимым изменениям, которые невозможно скрыть. Наблюдатели, а также сами участники ЕГЭ должны контролировать сохранность секьюр-пака перед их вскрытием в аудиториях в Пунктах проведения экзамена (см. выше).

Системный администратор — работник Регионального центра обработки информации (см. РЦОИ), отвечающий за устойчивое функционирование всех программно-аппаратных средств, необходимых для обработки результатов ЕГЭ на региональном уровне и пересылки их в Федеральный центр (см. ЦТМО).

Сертификат — это именное свидетельство о результате ЕГЭ, в котором балл учащегося за экзамен выражен по стобалльной шкале (см. ниже). Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен.

Спецификация — основной документ, определяющий структуру и содержание контрольно-измерительных материалов (см. выше) по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы (см. выше).

Стандартизация — построение уточненной стобалльной шкалы (см. ниже) тестовых баллов (см. ниже) на основе статистического учета результатов всех участников, выполнивших данный тест (вариант) в стране. Результатом стандартизации является тестовый (стандартизированный) балл (см. также сертификационный балл). В ходе стандартизации должны быть устранены возможные различия в уровнях трудности между разными вариантами. Иное названия для стандартизации – шкалирование (см. ниже).

Стобалльная шкала — это шкала, по которой измеряется сертификационный балл (см. выше); стобалльная шкала предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями с целью более высокой дифференциации (различия) уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема (требованиями, уровнем конкурса и т. п.). Вузовским приемным комиссиям предоставляется право самим устанавливать на стобалльной шкале границы проходных баллов.

Тест — это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию (см. выше) и стандартизацию (см. выше).

Тестирование (стандартизированное испытание) — это измерение, или формализованное оценивание (см. выше) на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на шкалы и нормы (см. выше), обоснованные статистически.

Тестовые баллы — это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале (см. выше) в результате процедур шкалирования (см. ниже), учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года. Тестовые баллы следует отличать от первичных (сырых) баллов (см. выше).

Тестовые шкалы (шкала) — упорядоченные множества числовых оценок результатов тестирования; для разных целей создаются различные тестовые шкалы (см. пятибалльная шкала, стобалльная шкала).

Тестовый комплект — набор материалов, предназначенный для одного учащегося при проведении экзамена.

Тип задания — это разновидность тестовых заданий (см. выше), обладающих определенной формальной структурой. В ЕГЭ задания бывают закрытого (или с заданными ответами — см. выше) и открытого (см. выше) типов; последние в свою очередь делятся на задания с краткими свободными (см. выше) и развернутыми ответами (см. выше).

Трудность задания — характеристика задания, отражающая статистический уровень его выполнения на выборке стандартизации (см. выше). Трудность задания отражает процент ошибок, допущенных учащимися при выполнении данного задания.

ФИПИ — Федеральный институт педагогических измерений при Минобразования и Науки РФ, ФИПИ координирует работу образовательных и научных учреждений по подготовке КИМов ЕГЭ (см. выше).

ЦТМО — сокращение от «Центр тестирования министерства образования Российской Федерации». ЦТМО разрабатывает технологию ЕГЭ и осуществляет проведение ЕГЭ, координируя работу региональных центров и пунктов — РЦОИ, ППОИ, ППЭ (см выше).

Части теста (часть) — В тестах ЕГЭ присутствуют две части: первая содержит сравнительно легкие задания (т.н. базовые задания) и облегчает получение всеми учащимися положительной оценки, вторая содержит трудные задания типа «С», требующие развернутых ответов. Учащийся не обязан выполнять вторую часть, но без выполнения второй части невозможно получить отметку «отлично» и поступить в сильный вуз с высоким конкурсом.

Шкалирование результатов — это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм (см. выше), то есть правил начисления тестовых баллов (см. выше) по результатам тестирования на основе статистических данных. Иное название для шкалирования результатов — окончательная обработка результатов (см. выше).

Экзамен — это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются КИМы, или тесты (см. выше), разработанные для всех регионов в едином федеральном центре.

Экзаменационные демоверсии — это варианты КИМ ЕГЭ (см. выше), которые использовались в реальных сессиях ЕГЭ в прошлые годы, а в данный момент открыты для всеобщего ознакомления и тренировки учащегося.

Эксперты — это специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненных бланков по заданиям типа «С» — с развернутыми ответами. Эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов и собираются на несколько дней на базе одного из ППОИ (см. выше) или на базе РЦОИ (см. выше). Надежность и объективность экспертных оценок в ЕГЭ достигается путем сличения оценок, данных одному и тому же множеству работ двумя независимыми экспертами. В случае расхождения оценок двух экспертов более чем на 1 балл, назначается третий эксперт.

Элемент содержания — это какая-либо тема, раздел школьного курса. Кодификатор содержит укрупненные единицы, под элементом содержания следует понимать конкретные и более «узкие» правила.

 

Категория: ЕГЭ | Добавил: sashabel (15.01.2014)
Просмотров: 498 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0